На экране возникают кадры. Голос ведущей:
– Меня зовут Мариса Беренсон. Я приветствую вас в XVIII веке. Творческая команда музея «Метрополитен» готовит открытие самой большой выставки костюмов, ювелирных изделий и аксессуаров за всю историю музея.
Объектив камеры проносится вдоль манекенов с роскошными костюмами. Глядя на них, изумляешься, насколько правдоподобно и прекрасно выглядят образы, созданные для выставки. Мало кто, впрочем, знает, что за неизгладимым впечатлением, которое производят эти наряды, стоит кропотливый труд легендарной Дианы Вриланд (Diana Vreeland).
Обычно имя этой великой женщины ассоциируется совсем не с периодом её работы для музея «Метрополитен». Хотя именно тогда мэтр моды отдала всю свою энергию, опыт и обширные познания в истории костюма на благо просвещения массовой публики. И как раз с её подачи «Институт костюма» при музее «Метрополитен» превратился в культовую организацию. Не дать образцам пылиться в хранилище, показать людям самое лучшее, самое интересное – такова была философия Дианы Вриланд. Проработав тридцать с лишним лет для таких культовых изданий, как Vogue и Harper’s Bazaar, она с присущей ей энергией развернула бурную деятельность в качестве историка моды. После должности главного редактора гламурного издания любая другая потребовала бы шикарный гонорар, но только не Вриланд. Она работала для Met совершенно бесплатно – пост куратора тогда был просто не предусмотрен. Надо заметить, это тоже многое говорит о характере «верховной жрицы моды».
Нью-Йорк. 1936 год. Тридцатитрёхлетняя Вриланд является на вечеринку в отель Saint Regis. Приём проходит под открытым небом, на крыше отеля, где под звуки роскошного оркестра Диана демонстрирует, насколько хорошо умеет танцевать. На ней кружевное платье Chanel, а волосы, заколотые розой, развеваются на ветру. Разумеется, такое зрелище не укроется от пристального взгляда Кармел Сноу, главного редактора Harper’s Bazaar. И уже на следующий день в ответ на предложение Сноу о работе шокированная Диана Вриланд не найдётся сперва что ответить. Только скажет, что никогда в жизни до этого не работала. «Я даже никогда не одеваюсь до обеда», – добавит она. «Но вы, кажется, много знаете об одежде», – ответит Кармел. И Вриланд не сможет возразить.
Вриланд будет вести колонку «Почему бы вам не…?». В невероятной популярности этой колонки сыграет большую роль как природное остроумие женщины, так и её необыкновенный дар выдумывать слова. Как вспоминает её коллега Гарольд Кода, сотрудник музея «Метрополитен»: «Я не думаю, что у Дианы Вриланд были хорошие отношения с английским языком. Скорее она говорила туманными хокку, из которых можно было лишь понять основную идею, но никогда – полностью смысл». Однако именно особенность госпожи Вриланд обращаться с английскими выражениями помогает Harper’s Bazaar добиться невероятно высоких продаж. Вскоре Кармел Сноу покидает пост главного редактора, и её место занимает Диана.
Не получив практически никакого образования, Диана Вриланд, тем не менее, могла научить многому свою аудиторию. И успешно учила. Учила мыслить нестандартно и не бояться выбирать именно то, что нравится. Ведь такими жизненными принципами руководствовалась сама: она терпеть не могла носить туфли на высоком каблуке и предпочла им сандалии на босу ногу. К тому же, позволила себе неслыханную по тем временам вольность: сандалии в сочетании с повседневной одеждой. Но вскоре вся Америка стала одеваться так же. Вриланд мы обязаны тем, что красный цвет был признан одним из главных в моде, ведь она фанатично его любила. Её апартаменты в Нью-Йорке были похожи на «сад, но сад в аду» – Диана остановила свой выбор на красном ситце с цветочным орнаментом, красных же бархатные креслах, подушках и ярко-красном коврике.
Harper’s Bazaar не достоин того, чтобы Вриланд и дальше посвящала ему свой труд – на должности главного редактора её зарплата составляет всего тысячу долларов в год. И, как только представляется случай, Диана переходит в Vogue, где занимает кресло младшего редактора. Её невероятное чутьё и внимание ко всем происходящим событиям делает публиковавшийся в журнале материал ярким и нестандартным. А фотографии выглядят настолько свежо и актуально, что тут же врезаются в память. Однако идиллия длится не долго.
«У большинства людей нет своего мнения. Пресса навязывала аудитории свою точку зрения. Я же, наоборот, призывала к самостоятельности, в ответ на что мне позвонили из всех американских журналов и сказали: «Вы должны указывать людям, что им делать. Им нужен образец для подражания! Никто не хочет быть самостоятельным!». Так отозвалась Вриланд о причине её увольнения из журнала Vogue. Однако за время работы для издания она всё же успела доказать, что редактор моды – профессия, роль которой не стоит недооценивать. Собственно, она изобрела ремесло главного редактора, как таковое.
В 1984 году вышли мемуары Дианы. Книга была озаглавлена «D.V.», что означало не только инициалы, но и первые буквы фразы «С божьей помощью» (Dominus vobiscum). Создание книги потребовало долгих семи лет.
В последние годы жизни из-за бешеного темпа и столь же бурного темперамента здоровье стало подводить госпожу Вриланд.
Та, которой принадлежат эти слова, скончалась 22 августа 1989 года. Одна женщина как-то сказала: «Я умру очень молодой». Её спросили: «Насколько молодой?» Она ответила: «Не знаю. Может быть, в 70, может быть, в 80 или в 90. Но я буду очень, очень молодой». Диана Вриланд любила повторять этот анекдот. Думаю, не зря: он великолепно отражает суть её видения мира.
fashionMR Илья Рапопорт
Готовим вместе
Энциклопедия моды
Shopping
Готовим вместе